воскресенье, 19 мая
img

НОВОСТЬ

Антикоррупционноое бюро. Общество жаждет громких дел, власть рекомендует начинать с себя

Антикоррупционноое бюро. Общество жаждет громких дел, власть рекомендует начинать с себя

Со дня на день Украина получит главу Национального антикоррупционного бюро. Какие шансы, что эта структура действительно заработает? Реально ли с его помощью «вылечить» страну? Попробуем разобраться.

Четыре кандидата

Позиционируемая как независимая, комиссия из авторитетных деятелей разных направлений, под руководством Рефата Чубарова, в течении зимы отсеивала кандидатов на пост главы антикоррупционного бюро (НАБ). В ходе двух туров сначала по формальным признакам и анкетам, а затем посредством собеседования, из 186 кандидатов осталось четверо. Вот они.

Виктор Чумак – депутат-мажоритарщик от Блока Петра Порошенко. Генерал-майор юстиции. Он был в числе авторов и продвигал законопроект о НАБ. Рассматривался как вероятный кандидат на эту должность сразу после Майдана.

Яков Варичев – адвокат, бывший следователь Генпрокуратуры УССР по особо важным делам. Проживал и работал попеременно в Украине, РФ и Испании.

Артем Сытник – частный адвокат, выходец из кировоградской прокуратуры.

Николай Серый – старший научный сотрудник Института государства и права НАНУ, один из адвокатов Юлии Тимошенко, в 90-х работал заместителем главы Госпредпринимательства, член Совета адвокатов Киева.

Кто из них станет главным антикоррупционером, должен решить Президент. 

Суть работы

Идея органа, который будет бороться с проявлениями коррупции больших масштабов, изначально имеет большой потенциал, - сходятся во мнении представители разных юридических профессий.

Авторы закона хотели максимально приблизить деятельность к европейским стандартам. А именно, НАБ должен был стать равноудалённой организацией от всех ветвей власти. А длинный и заковыристый отбор руководителя – сделать его максимально независимым, с большим кредитом доверия народа. Так, чтобы он мог на одном уровне разговаривать с высшими чиновниками. Порыв действительно хорош. Мнение политологов: Бюро сегодня противоречит интересам многих кланов в погонах и власть имущих.

Центр противодействия коррупции – общественная организация экспертов юридической, медийной и общественно-политической сфер – не первый год занимается преданием публичности теневых сфер в высших эшелонах власти. Его сфера: «хитрые» государственные тендеры, отмывание бюджетных денег, земельные дерибан и т.д.

Виталий Шабунин, глава правления организации: 

«Кто препятствует созданию НАБ? Очевидно, что это коррупционные кланы силовиков - СБУ, МВД и прокуратуры. А также судебные кланы, которые работали с силовиками в тесной связке. Потому что само создание Антикоррупционного бюро для этих кланов - большая проблема. У них в таком случае отнимут полномочия ведения следствия по делам о коррупции. Разрушится сверхприбыльный преступный бизнес силовиков, который строился и совершенствовался годами, и даже передавался по наследству».

В феврале ВР приняла во многом исторический Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения деятельности Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции». Он навёл порядок во многих противоречащих друг друга положениях и построении взаимоотношений с другими государственными органами, уточнил требования к работе Директора НАБ и порядку работы конкурсной комиссии. Также включил в число возможных подследственных бывших Президентов страны, добавил возможность мониторить банковские счета, установил высокий уровень зарплаты работников Бюро (детектив – 22 тыс. грн, Директор – 60 тыс.грн) и т.д. 

В целом, Закон о европейском подходе к борьбе с коррупцией и засвидетельствовал неотвратимость наказания высокопоставленных и обычных чиновников за преступления этой категории. 

Михаил Бессараб, политолог:

«В нынешней насквозь коррумпированной системе госуправления НАБ будет в значительной мере ограниченным в исполнении своих обязанностей. Не может быть оазиса. Но я абсолютно уверен, Бюро необходимо. Сколько бы ни говорили про реформы, все они будут ограниченны без антикоррупционной. Например, децентрализация - большое зло в коррумпированном государстве. Давайте представим, как сегодня местным князькам, феодалам, судьям мы отдадим всю полноту власти. Говоря о коррупции, мы должны апеллировать не к КМУ или ВР, а к Президенту. Именно его Конституция обязывает быть в авангарде этой реформы. Именно он контролирует работу Генпрокуратуры и СБУ. Этих двух институции вполне достаточно, чтобы начать наступать на горло коррупции, даже в условиях нынешнего несовершенного нормативно-правового поля. В Грузии у Саакашвили были такие же преграды, и всё получилось. Кто хочет, будет делать, кто не хочет, будет искать причины»

Подводные камни

Процесс создания законодательной базы и дальнейшее формирование НАБ – очень тонкая штука. Это подтвердили манёвры с принятием законодательной базы в ВР. Малейший штрих-поправка в проекте и орган мог оказаться ближе к одной из сторон: Президенту, Кабмину или Парламенту. Авторы вроде бы удержали. Хотя по некоторым позициям пришлось идти на компромисс. Так, в вышеупомянутом Законе Рада всё же приняла значимую поправку: приблизила сразу ко всем троим. Отправить в отставку главу может ежегодный международный аудит (по одному человеку от трёх высших органов власти). Фактически, это даст возможность давить на НАБ политическим увольнением руководителя.

Виталий Шабунин, председатель Центра противодействия коррупции:

«"Внешний международный аудит" это 3 человека: один от КМУ, другой от ВРУ и третий от Президента. Этот аудит проводится раз в год и в случае его отрицательного заключения:

 - Президент может единолично уволить директора;

 - ВРУ может простым большинством снять директора;

 То есть по договоренности Президента и Премьера можно в два счёта выбросить Директора:

 1) двое (из трех) Президента и Премьера в "аудите" организует его отрицательное заключение.

 2) Президент на основе заключения "аудита" единолично освобождает Директора АнтикорБюро.

 У кого-то есть иллюзия, что Яценюк и Порошенко дадут Директору противодействовать высшей политической коррупции?»

Андрей Марусов, председатель правления Transparency International Ukraine считает, что процедура увольнения директора Национального антикоррупционного бюро негативно влияет на его беспристрастность.

«Те правки, которые были приняты, компромиссные, они меня, например, не очень радуют. Потому что то, что влиять (на) его отставку может и президент, и парламент, это все делает его фигурой не стопроцентно независимой. Это реально плохо. [С другой стороны], пусть это будет зависимая фигура, но если они сконцентрируются на коррупции, хотя бы внутри судебной системы, это уже будет благо».

Вместе с тем руководитель авторитетной международной антикоррупционной общественной организации положительно оценил факт, что срок каденции главы НАБ – 7 лет, т.е. дольше президентского.

В конце концов, к украинским законотворцам обратился Джованни Кесслер - член конкурсной Комиссии, директор Европейского управления борьбы с мошенничеством: 

«Вы не конкурсная комиссия. Мы конкурсная комиссия. Любые попытки вмешаться в действующий процесс очень опасны. Менять правила игры в конце процедуры конкурсного отбора – атака на независимость членов и решений комиссии, которую мы будем отбивать»

Опасны, потому что грозят судебными исками и, как следствие, блокированием работы НАБ.

Правоохранители не довольны

Среди положений февральского Закона есть такое: на службу в не принимаются лица, работавшие в течение последних 5 лет в существующих антикоррупционных подразделениях правоохранительных органов. По идее разработчиков проекта НАБ, в этой организации должны работать специалисты новой формации. Однако Закон предполагает минимальный срок стажировки 6 месяцев, т. е. эти юристы смогут заработать лишь к концу года. А первые шаги будут делать сотрудники, прошедшие через правоохранительную систему. И в этом есть определённый риск, поскольку важно, как новый орган зарекомендует себя. В целом, на этот тезис однозначного взгляда нет. Правоохранители, например, считают норму оскорбительной.

Виктор Чечерский, прокурор Генеральной прокуратуры Украины:

«Если никто коррупцию не расследовал, то откуда тогда были «миллионные» дела по земле, по тендерным закупкам, медпрепаратам?! Новый закон предлагает набрать в АКБ новых сотрудников, которые не имеют опыта работы по преступлениям такого уровня. Как же они будут расследовать? А опытных сотрудников, только потому, что они уже работали в этой сфере, предлагают отказаться»

 

Среди отличных примеров искоренения коррупции – Грузия. Страна показала: организовывать борьбу можно и с нуля. У Саакашвили после Революции Роз не было армии подготовленных чиновников, но была политическая воля.

Михеил Уклеба, Чрезвычайный и Полномочный Посол Грузии в Украине:

«В период открытой агрессии и частичной оккупации коррупция самое большое зло. Грузия была разорена, и общество решило это остановить. Сейчас в Грузии все изменилось, мы за короткое время провели реформы и продолжаем путь развития. Мы допустили ряд ошибок, и Украине нужно учиться на наших ошибках. Чем быстрее наши страны станут успешными – тем быстрее мы станем независимыми»

Тем временем…

За год после Майдана Украина набрала лишь один балл в авторитетном рейтинге Индекса восприятия коррупции Transparency International. Страна занимает 142 место из 175. Это – худший показатель в Европе. В мировом масштабе мы соседствуем с Коморскими островами и Угандой, по-прежнему - за чертой позора.

Независимая организация не заметила существенного разрушения коррупционных схем, действовавших при предыдущем руководстве страны. 

Никто не будет спорить, что коррупция сопровождает среднестатистического украинца от нянечек в роддоме, до места на кладбище. Одним из мейнстримов общества, которые принёс евромайдан, стал принципиальный отказ от взяток. Работать над идеологическим воспитанием самого нижнего «этажа» коррупции, безусловно, необходимо. Но без жёстких и показательных мер в «верхах», общенациональной, доступной и прозрачной кампании антикоррупционной результата не будет, уверяют эксперты. История успешных мировых реформ в этой сфере утверждает: украинцы далеко не единственный народ, лояльный к «мохнаторуким». При наличии политической воли и активных мер «сверху» всё это «лечится». Хотите здоровое общество, в первую очередь, перестаньте красть миллиарды!

 

atnt Размещение материалов slavgorod.com.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта городов Славянск и Святогорск оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

Loading...
Комментарии (6)
Укажите свое имя или войдите через аккаунт в соцсети
Введите цифры указанные на картинке

Уважаемые пользователи, комментарии, не относящиеся к теме материала, а также комментарии, содержащие оскорбительные и нецензурные выражения будут удалены!

Loading...
img

ПОСЛЕДНИЙКОММЕНТАРИЙ

auth Таксист 17 марта 2015 г.   15:32
Суки .как воровали и брали взятки так и будут это делать ничего ровным счетом не изменится.Януковичи Порошенки Яценюки и тп ШОБ ВЫСУКИ ЗДОХЛИ со своими реформами ИДИТЕ ПИДАРЫ НА ХУЙ....
img

ОПРОС МНЕНИЯ

Что я думаю про Славянск
7 чел. хочу уехать, потому что не вижу развития
3 чел. хотел бы видеть его европейским
2 чел. я хочу здесь остаться и развивать город
2 чел. хороший город для жизни, но нет работы
1 чел. мне не хватает здесь культуры
1 чел. Доволен жизнью в городе
0 чел. надоели политические разборки
0 чел. люблю его, так как прожил всю жизнь
Всего проголосовали
16 чел.
author

0%
Проголосовало: 0 человек(a)
top5 ТОП-5
НОВОСТЕЙ
за 3 дня corn
за 10 дней corn
за 30 дней corn