
НОВОСТЬ
1344
5
Болото для реформ, или Какие вызовы в Украине стоят перед новым Кабинетом министров

«Сейчас очень неординарное время, очень большие вызовы и нужны очень неординарные подходы. Обычными старыми подходами такие громадные задачи не решить», - так высказался об идее привлечь иностранцев к работе Кабинета министров Украины Михаил Саакашвили. Во время его президентства Грузия за счёт заграничных специалистов и их реформ совершила качественный скачок во всех сферах жизнедеятельности.
Впрочем, и Саакашвили, и политологи, и экономисты утверждают – даже лучшие и прогрессивные реформаторы могут не справиться с противодействием внутри государственной машины. Попробуем их идентифицировать и мы.
Коррупция
Сколько было в стране реформ – столько и новых схем изымания из них средств налогоплательщиков. На высшем уровне – тендеры, откаты, отмывание. На низшем – денюжка за новую справочку. Плюс множество промежуточных вариантов.
Украинский бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета предостерегает – борьба с коррупцией должна быть не декларативной, а действенной:
«Инвестор не придёт в страну, где невозможно работать. В Украине бизнес несёт убытки из-за от коррупции, неравноправного отношения государства и многих других негативных явлений».
Одним из элементов европейского опыта – создание Антикоррупционного бюро, возможно, для уверенности, с привлечением независимого иностранного специалиста.
Татьяна Ковтун, руководитель сектора Европейского союза в Украине:
«Организация должна отвечать всем стандартам независимости: конкурсный отбор на должности руководителя и всех работников бюро, надлежащая оплата труда и, главное, к середине 2015 года Бюро должно иметь уже определенную статистику расследований. Сейчас его "целевой аудиторией" является руководство правительства, министры и их заместители, губернаторы, судьи, нардепы. Следовательно, бюро должно заниматься не расследование мелких взяток, а именно коррупционными преступлениями, совершенными должностными лицами высокого уровня. Или случаями, когда размер злоупотребления очень большим».
![]() |
Таковы условия Евросоюза для предоставления финансовой помощи. Кроме того, законодательно должно быть закреплена криминальная ответственность за незаконное обогащение. Проще говоря, это возможность привлекать к ответственности чиновника за «дома» и «яхты», записанные на «тёщу».
Бюрократия
Отечественная бюрократия непобедима. Вертикаль – от министерств, до отделов городских советов – питает работой сама себя. Простым сокращением аппарата, как предлагает Яценюк в своей Программе реформ, от проблемы не избавиться. Суть в функциях, которые останутся и будут перераспределены. В 1998 год в Украине было 183 тыс. госслужащих, сегодня – около 350 тыс. К тому же система имеет тенденцию восстанавливать численность.
Главная беда в том, что справки часто дублируют сами себя. Местные исполкомы только успевают «обслуживать» запросы, приказы и прочие письма вышестоящего руководства. Да и у Министерств текущей работы по обслуживанию государства – полно. Не «зашьются» ли новые руководители?
Децентрализация. Свобода и контроль
Согласно планам правительства с 2015 года местные советы получат дополнительные полномочия. Например, могут самостоятельно выбирать учреждения для обслуживания средств бюджета развития и собственных поступлений. Многолетняя «война» с неповоротливым механизмом Казначейства может быть закончена. Муниципалитеты смогут сами корректировать некоторые виды налоговых ставок. Да и в целом, больше денег должно оставаться в местной казне.
В этой картине есть один минус: кто будет контролировать? Речь не о крупных городах и областных центрах, где есть активная общественность и более-менее независимые или оппозиционные СМИ, а о провинции. В тихих районах и городах в порядке вещей «дружба» руководства с прокурором, главным судьей и т.д. И с таким же тихим «распилом» денег не будет спорить никто.
Внедрение решений
Если законодательно решить вышеупомянутые и ещё 100 проблем, останется одна, без которой старания будут бесполезными: претворение реформ в жизнь. С реализацией задуманного в Украине всегда были проблемы: или исполнители саботируют, или идея «перемалывается» в той самой бюрократической машине, или решение изначально было «мертворождённым» из-за своей недодуманности.
С учётом этого, остаётся надеяться на прогрессивность взглядов Яценюка и его команды, а также на незаангажированность украинской политикой иностранных специалистов. Кроме того, важно, как распределится ответственность за реформы, насколько большими будут полномочия реформаторов. Очевидно, необходим лидер, «мотор» реформ, который сможет оказаться сильнее противодействия старой системы и, при необходимости, магнитом давления и негативных оценок.
Подытожим вышесказанное с помощью эксперта.
Андрей Беспятов, директор аналитического департамента инвесткомпании Dragon Capital:
"Цели обширные и амбициозные. Главное, чтобы была команда и желание проводить их очень быстро. Ситуация в стране такая – тут нет такого, как "первые 100 дней правительства". Времени для раскачки и раньше не было, а теперь его совсем нет. Нужны конкретные действия и конкретный результат за короткое время".
Размещение материалов slavgorod.com.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии,
что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник.
В случае нарушений, редакция современного сайта городов Славянск и Святогорск оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы
путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

ОПРОС МНЕНИЯ
16 чел.

ЕЩЕ НОВОСТИ



8316
1

9135

НОВОСТЕЙ



-
Возвращение Штепы в Славянск: заявления, версии, слухи
-
О чем говорил Славянск на этой неделе
-
Славянск три года назад: как все происходило
-
Я - славянец. Портрет горожанина
-
Мои секреты здоровья и красоты
-
Юный журналист
-
Энергия успеха: бизнес-истории
-
Евроинтеграция. Европа вокруг нас
-
Болевые точки Славянска