пятница, 19 апреля
img

НОВОСТЬ

Ярмарка политических обещаний, или Чем на самом деле занимается местное самоуправление (ИНФОГРАФИКА)

Ярмарка политических обещаний, или Чем на самом деле занимается местное самоуправление (ИНФОГРАФИКА)

Трендом местных выборов 2015 года стали обещания большинства политических сил осуществить изменения в тех сферах, которые к полномочиям органов местного самоуправления не относятся, а иногда - никогда и не принадлежали.

Что же сейчас в компетенции местных советов и какие изменения ждут нас после реформы?

В этом году стандартный набор для совершеннолетнего мечтателя - высокие зарплаты и пенсии и низкие налоги - дополнен актуальными "контрактной армией вместо мобилизации" и "низким тарифам". Часть партий посягнула даже на отмену общегосударственных налогов и пошлин, а также на справедливое судопроизводство и наказание преступников.

В погоне за голосами избирателей такой "ложной" с точки зрения правовых норм рекламой не побрезговали не только новые партийные проекты, но и бывалые политические силы - как, например, "Батькивщина", нардеп от которой Сергей Власенко возглавляет профильный парламентский комитет, что занимается вопросами местного самоуправления и знает, что обещанная "Батькивщиной" на местных выборах контрактная армия никаким боком не касается органов местного самоуправления.

Пользуясь тем, что значительная часть населения крайне размыто представляет принципы построения публичной власти и часто не различает государственную ветвь власти и местное самоуправление, политики соблазняют избирателя решением тех вопросов, которые решаются Верховной Радой, правительством или другими государственными органами.

Поэтому среднестатистическому гражданину стоит ориентироваться в компетенции органов местного самоуправления, чтобы не чувствовать себя обманутым сразу после выборов.

Чем на самом деле занимается местное самоуправление?

Основными полномочиями как сейчас, так и после реформы децентрализации, будут наделены муниципальные органы базового уровня - сельские, поселковые и городские советы. Сфера их компетенции распространяется на:

местные финансы и формирование местного бюджета;

установление местных налогов и сборов;

управления коммунальной собственностью;

управления объектами жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание;

сбор, утилизация и обезвреживание бытовых отходов;

управления землей, принадлежащей территориальной общине;

благоустройство населенного пункта;

управления учреждениями дошкольного и общего среднего образования;

образования и содержание муниципальной милиции.

Одним словом, это все то, что имеет своей задачей делать вашу ежедневную жизнь в конкретном селе / ​​поселке / городе более комфортной.

Однако органы местного самоуправления не могут решать вопросы, касающиеся всей страны и / или являются определяющими для государства как такового. Поэтому, стоит помнить следующее:

Местное самоуправление НЕ занимается:

Осуществлением судебной власти и ее реформированием. Ведь суды - это независимая ветвь власти и изменения в судоустройстве, статусе судей или осуществления судопроизводства вносятся на уровне законов.

Обороноспособностью страны и установлением контрактной армии

Обороноспособность также является прерогативой государственной ветви власти и, в частности, президента как гаранта национальной безопасности и территориальной целостности.

Расследованиями уголовных преступлений и привлечением виновных к ответственности. Это функция правоохранительных органов, как, например, органы внутренних дел и прокуратура.

Установлением и отменой общегосударственных налогов и пошлин. Они устанавливаются в строгом соответствии с Налоговым кодексом, изменения в который принимает только Верховная Рада.

Установлением большинства тарифов на коммунальные услуги. Большинство тарифов устанавливает Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКП). А тарифы, к примеру, на газ в соответствии с законом "О рынке природного газа", который вступил в силу 1 октября, будут формироваться по принципу свободного ценообразования.

Пенсионным обеспечением

Уровень минимальной пенсии напрямую зависит от прожиточного минимума, который ежегодно закрепляется в законе о Госбюджете, который, опять же, принимает парламент.

Почему обещания нынешних кандидатов не воплотятся в жизнь?

Конституция содержит базовую норму относительно правового порядка в нашей стране: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины".

Это означает, что, в отличие от многих европейских стран, где органы местного самоуправления могут делать все, что не относится к компетенции какого-либо государственного органа или учреждения - у нас муниципалитеты имеют право осуществлять только те полномочия, на которые есть указание в законодательстве.

Хотя, к слову, это несколько диссонирует с положением Европейской хартии местного самоуправления, которую Украина ратифицировала в 1997 году, где говорится, что "органы местного самоуправления в пределах закона имеют полное право свободно решать любой вопрос, который не исключен из сферы их компетенции и находится в ведении какого-либо другого органа ".

Согласно определению, содержащемуся в Основном законе, местное самоуправление - это право территориальной общины самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.

Что же такое вопросы местного значения?

Это определил Конституционный суд еще в далеком 2002: предметами ведения местного самоуправления являются не любые вопросы общественной жизни, а вопрос именно местного значения - то есть такие, которые связаны прежде всего с жизнедеятельностью территориальных общин. Перечень таких вопросов определен в Конституции и законе " О местном самоуправлении ».

Что мы имеем сейчас?

Итак, с основными направлениями деятельности муниципальной власти мы определились. Попробуем более детально исследовать основные из них и соотнести их с политическими обещаниями.

1. Финансы 

В части финансов местные советы формируют и утверждают собственный бюджет, привлекая к нему средства от населения и различных предприятий-учреждений-организаций на строительство, содержание и ремонт объектов инфраструктуры, расположенных на территории населенного пункта и т.д.

Следует обратить внимание, что на сегодня материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, земля, природные ресурсы, находящиеся в коммунальной собственности территориальных общин, а также объекты общей собственности в случае районных и областных советов.

Поэтому о "наполнения бюджета деньгами, выведенными из оффшоров, а не из карманов граждан" по местным бюджетам речь не идет.

2. Налоги

Отдельной статьей доходов общин являются местные налоги и сборы, которые устанавливаются муниципальными органами в строгом соответствии с Налоговым кодексом. Он, в свою очередь, различает два вида платежей: общегосударственные и местные.

К общеобязательных принадлежат хорошо известные налог на доходы физических лиц и прибыль предприятий, на добавленную стоимость, акцизный налог и, в частности, пошлина.

А местными налогами и сборами, в соответствии с законом, налог на имущество, единый налог, туристический сбор и сбор за места для парковки автомобилей. Два из них: единый налог и налог на имущество, в части платы за землю - устанавливается местными советами обязательно, для этого Налоговый кодекс содержит императивную указание.

В рамках своей компетенции самоуправляющиеся органы устанавливают только налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, туристический сбор и налог за места для парковки.

Поэтому, обещания по "отмене пошлины на авто" и "снижение налогов в бессовестного минимума" - заблуждение.

Ведь вопрос фискальной политики - абсолютная прерогатива государства, а не местного самоуправления. Более того, действующая Конституция запрещает рассмотрение вопросов налогообложения даже на референдуме.

3. Тарифы

Другой частью финансовой деятельности местных советов является установление тарифов на бытовые, коммунальные и транспортные услуги. Здесь уместно сосредоточить свое внимание именно на стоимости коммунальных услуг, ведь много претендентов в советы подверглись искушению пообещать в канун старта отопительного сезона снижение тарифов на коммуналку.

Главное, что нужно знать среднестатистическому гражданину:

На сегодняшний день право установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги не принадлежит полностью органам муниципальной власти, а распределены между ними и НКРЭКП, которая является государственным коллегиальным органом.

Именно НКРЭКП до недавнего времени устанавливала тарифы на услуги поставки тепловой энергии, централизованное водоотведение, услуги по централизованному отоплению и централизованному снабжению холодной и горячей воды.

С 1 октября 2015 этот перечень несколько изменился в связи с началом применения норм закона "О рынке природного газа": "Нафтогаз" теряет свою монополию на газовом рынке. Отныне в этой сфере будет действовать принцип свободного ценообразования, а стоимость газа формировать поставщики. Однако в случае бытовых потребителей действовать регулируемые оптовые цены, установленные постановлением Кабмина.

4. Земля и собственность

Важной частью деятельности муниципалитетов также управления коммунальным имуществом, частично перекликается с регулированием земельных отношений.

Муниципальные органы правомочны осуществлять от имени общины целый букет действий: отчуждать коммунальное имущество, утверждать положения о его аренды, утверждать местные программы приватизации, перечни объектов коммунальной собственности, приватизации не подлежат и, в частности, проектов землеустройства по отводу земельных участков и последующей их передачи тем или иным субъектам.

5. ЖКХ и благоустройство

Одной из самых больших ниш в работе самоуправления, конечно, является жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство населенного пункта. Сюда относится и организация рынков, стоянок, площадок для парковки, мест для отдыха, и заботы о водоснабжении и водоотведения, и очистки сточных вод, и утилизация бытовых отходов, и контроль качества по воде.

Отдельным полномочием муниципалитетов, о чем хорошо известно львовянам с их транспортной проблемой, благодаря которой Андрей Садовый стал общеизвестным еще до вхождения "Самопомощи" в ВР, является утверждение маршрутов и графиков движения местного пассажирского транспорта независимо от того, принадлежит он обществу или частному перевозчику .

6. Социальная защита

Традиционно самоуправление также имеет свою "долю" в социальной защите, ведь закон предусматривает право местных властей устанавливать дополнительные социальные гарантии, кроме тех, что уже установлены законодательством - но уже не за счет Госбюджета, а за собственные средства и благотворительные поступления.

Главное: не путать это право с "поднятием уровень пенсионного обеспечения", как обещают сразу несколько политических сил. Дело в том, что при действующем законодательстве пенсия - это ежемесячная выплата в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, которую получает застрахованное лицо в случае достижения им предусмотренного пенсионного возраста.

Размер пенсии определяется законом и напрямую зависит от размера прожиточного минимума, который собственно и составляет минимальную пенсию и закрепляется ежегодно в законе "О Госбюджете".

Поэтому пока единственным законодательным органом в Украине остается Верховная Рада, органы самоуправления самостоятельно никак не регулируют уровень пенсионного обеспечения.

7. Обороноспособность

То же касается и вопроса создания профессиональной армии на контрактной основе в противовес нынешней мобилизации.

Не останавливаясь на спорах, которые ведутся в медиа о том, потянет ли госбюджет контрактная армия, только отметим, что вопрос обороноспособности Украины во всех аспектах относится к компетенции государственной власти. Для этого у нас и работают Минобороны, СНБО и президент, как гарант национальной безопасности и территориальной целостности.

Органы муниципальной власти правомочны только помогать центральной власти в этой сфере.

Например, способствовать призыва и мобилизации, организовывать учебные военные сборы, доводить до населения и предприятий-учреждений-организаций приказы об объявлении мобилизации и тому подобное.

Реформа местного самоуправления

Частично в запутывании граждан о компетенции местного самоуправления, позволяет манипулировать голосами избирателей, должны и нынешние чиновники.

Пространными речами о реформе местного самоуправления, они не объясняют, какие же конкретно изменения ждут нас в будущем и чем будут заниматься советы и их руководители после окончательных изменений в законодательстве.

Практическое отсутствие диалога власти с гражданами, а следовательно - невысокая осведомленность общества о правовых преобразований в государстве, в условиях информационного коллапса, будет иметь значительное влияние на волеизъявление избирателей на местных выборах, тем самым повышая их шансы проголосовать за откровенных популистов.

Что будет, если ВР примет изменения в Конституцию?

По проекту изменений в Конституцию №2217а, проголосованном в первом чтении:

1. До 2017 года мы будем иметь вполне объединены территориальные общины, выборы в представительные органы которых пройдут в октябре того же года. Процесс объединения общин происходит уже сейчас в соответствии с законом "О добровольном объединении территориальных общин".

2. В 1 марта 2018 областные и районные советы сформируют свои исполнительные органы - сейчас эту функцию выполняют государственные администрации, - а местные государственные администрации прекратят свое существование.

3. После создания областными и районными советами исполкомов президент по представлению правительства впервые назначит префектов. Префект, как представитель правительства, будет осуществлять только надзорные и координационные функции. Однако большинство полномочий нынешних администраций перейдут в органы местного самоуправления.

Хотя пока еще рано говорить о конкретных полномочия, которыми будут обладать муниципальные органы власти, - известно, что основная масса полномочий будет передана на уровень территориальных общин.

Они будут отвечать за развитие и полное содержание местной инфраструктуры, планирование застройки территорий общины и их благоустройство. Также совета общин контролировать жилищно-коммунальные услуги, содержание объектов коммунальной собственности, среднюю, дошкольное и внешкольное образование, культуру и спорт, пассажирские перевозки на территории общины, муниципальную милицию и скорую помощь, первичную здравоохранение.

Тогда как на уровне района и региона - общее название для областей и Автономной Республики Крым - заботиться о школы-интернаты, специализированную среднее образование, вторичную медицинскую помощь, содержание транспортной инфраструктуры и объектов совместной собственности общин, а также заниматься развитием культуры, спорта и туризма.

Поэтому, хотя реформа местного самоуправления и предусматривает глобальные изменения в публичной администрации и передачу максимального количества полномочий в ближайший к людям уровень власти - но важные для всей страны вопросы судопроизводства, налогообложения, пенсионного обеспечения и обороноспособности страны все же оставляет за собой.

Поэтому не стоит верить громким заявлениям кандидатов.

Ведь за красивыми обещаниями "социалистического рая" здесь и сейчас прячутся те, кто думают только о власти. А общины заслуживают о тех, кто будет думать о людях.

atnt Размещение материалов slavgorod.com.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта городов Славянск и Святогорск оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

Loading...
Комментарии (0)
Укажите свое имя или войдите через аккаунт в соцсети
Введите цифры указанные на картинке

Уважаемые пользователи, комментарии, не относящиеся к теме материала, а также комментарии, содержащие оскорбительные и нецензурные выражения будут удалены!

Loading...
img

ОПРОС МНЕНИЯ

Что я думаю про Славянск
7 чел. хочу уехать, потому что не вижу развития
3 чел. хотел бы видеть его европейским
2 чел. я хочу здесь остаться и развивать город
2 чел. хороший город для жизни, но нет работы
1 чел. мне не хватает здесь культуры
1 чел. Доволен жизнью в городе
0 чел. надоели политические разборки
0 чел. люблю его, так как прожил всю жизнь
Всего проголосовали
16 чел.
author

0%
Проголосовало: 0 человек(a)
top5 ТОП-5
НОВОСТЕЙ
за 3 дня corn
за 10 дней corn
за 30 дней corn