пятница, 19 апреля
img

НОВОСТЬ

Славянск не услышал, что он Украина. И.о. мэра города Олег Зонтов – о переменах, ожиданиях от Киева, регионалах и судьбе Штепы

Славянск не услышал, что он Украина. И.о. мэра города Олег Зонтов – о переменах, ожиданиях от Киева, регионалах и судьбе Штепы

С момента освобождения Славянска  прошло уже почти 11 месяцев. За это время в городе изменилась власть, население и доминирующая идеология.  Об этом и.о. мэра Славянска Олег Зонтов рассказал журналисту издания Новое время, который побывал в  побывал в горсовете Славянска в День вышиванки. Журналиста впечатлило то, что многие сотрудники исполкома и сам и.о. мэра Олег Зонтов были в этот день в традиционных украинских нарядах. Секретарь горсовета  пообщался с журналистом НВ. И вот как он описал свой визит в Славянск и разговор с Олегом Зонтовым.

Сам нынешний градоначальник – бывший оппозиционер, представлявший Батькивщину, затем Блок Петра Порошенко. Город он возглавил в октябре прошлого года, придя на смену на этом посту нескольким "люстрированным" активистами бывшим регионалам.

Сам Зонтов вызывал немало раздражения у прежней местной власти, а затем у боевиков. Сейчас, на посту мэра, в его риторике не появилось жестких начальничьих оборотов. Он больше напоминает идеалиста-романтика, который верит в возможность перемен. Под его руководством в постсоветском Славянске начался "украинский бум" – еженедельные Вече, повсюду много желто-синего, партнерство с западно-украинскими городами.

- Что изменилось в Славянске год спустя после вторжения террористов?

- Настроения. Как индикатор может служить наличие национальной символики – мосты, столбы, лавочки украшены цветами национального флага. Плюс активность проукраинских организаций в городе – еженедельно собирается Вече на площади. Последние полгода их количество увеличилось, появились новые организации, которые своей целью ставят как поддержание чистоты в городе (берут под опеку парки и скверы), так и распространение национальной символики. Воспитание национально-патриотического духа – совместно с военнослужащими, размещенными в Славянске, проводятся мероприятия.

Еще показатель – местная ячейка КПУ самораспустилась. Провели с ними переговоры, они выехали из здания, которое занимали, и пропали. На сегодня их политической активности не наблюдается.

- Сильно ли в городе чувство страха? Ощущается близость военных действий?

- Периодически запускаются разные провокации, что сейчас начнется наступление и нужно бежать, эвакуироваться. Я периодически выступаю и всех успокаиваю: Славянск – мирный город, войны здесь не будет.

Ее не будет по двум причинам. Во-первых, ее не хотят те, кто пережил оккупацию – бесчинства боевиков и наемников, мародерство, насилие, пытки, убийство, отсутствие воды и света. Кто уезжал из города и тоже не хочет больше оставлять дома. Во-вторых, здесь достаточно подразделений силовиков, чтобы поддерживать порядок и противодействовать провокациям. За полгода ничего такого не было. Поэтому своей основной задачей я вижу поддержание мира.

Визуализацию дает еще и смена караула на площади по пятницам – 100-150 человек заступают в патрулирование по городу на неделю.

- С экономической точки зрения, какие вызовы стоят перед городом?

- Основная проблема – это восстановление разрушенного. Первый этап мы уже прошли – восстановление инфраструктуры и социально важных объектов. В основном, все уже работает – транспорт, больницы, школы. Сложности остались с восстановлением частного жилья. В частном секторе пострадало около полутора тысяч зданий, сейчас их восстанавливают силами общественных и религиозных организаций, приезжают волонтеры со всей Украины.

- В Славянск прибыло несколько десятков тысяч вынужденных переселенцев – как складывается их судьба в городе?

- Официальная цифра – уже 31 тысяча зарегистрированных переселенцев. До войны у нас пенсионеров было 42 тысячи, сейчас уже 73 тысячи. Часть из них здесь не проживает, но треть точно здесь. Есть проблема и с наплывом школьников и дошкольников – места им нашлись, но с расселением еще сложности. Сейчас получили грант от Евросоюза на реконструкцию двух общежитий – расселим 500-600 человек.

- Предлагают ли городские власти им рабочие места?

- У нас для собственных граждан не хватает рабочих мест. Кроме того, инвестиционная привлекательность потеряна, зона рискованная. Даже посол Швеции, который был тут на днях, сказал, что страна готова вкладывать в инфраструктуру и создавать рабочие места, но для этого нужно четкое понимание, как конфликт будет разрешаться.

Во-вторых, исчезли прежние рынки сбыта. Крупная промышленность города остановилась еще в 90-х, после развала Союза. Оставшиеся предприятия были ориентированы на российский рынок, а также на заводы в Авдеевке и Енакиево. Сейчас они ищут новых заказчиков, новые источники сырья, сократили обороты.

 До трагических событий прошлого года Славянск был малоизвестен, хотя при СССР — был знаменит курортом. Этот статус можно восстановить?

- Курорт – одна из визитных карточек города, но он принадлежит Укрпрофздравнице, которая, похоже, не очень заинтересована в его развитии. Городу нужно, чтобы он работал как градообразующее предприятие. Сейчас из четырех санаториев там один ликвидирован, в двух – дислоцированы воинские части, один – для спинальников и людей с ограниченной подвижностью – работает. Парадокс: он отреставрирован, но не наполнен, из 200 с чем-то мест заняты около 60. Путевки почему-то не выставляются на тендер, но город не может повлиять на заинтересованность владельца. Но на восстановление после мародерств боевиков двух других санаториев все равно придется изыскивать немалые средства.

- Насчет нехватки средств – после бюджетной реформы и реформы местного самоуправления сможет ли город обеспечивать себя сам?

- На две трети наш бюджет – субвенции из госказны на соц-экономразвитие и защищенные статьи. По факту мы зарабатываем около четверти нашего бюджета, так что без субвенций вряд ли проживем. Наличие местных налогов позволяет себя свободнее чувствовать, но пока экономическая самостоятельность Славянску “не грозит”.

- Говоря о политической самостоятельности – на парламентских выборах в городе выиграл Оппозиционный блок. Грядут местные выборы – что-то изменится?

- Проблемы с этим есть, несмотря на рост проукраинских организаций в городе – из-за засилья коммунистов и регионалов. Моя задача, как и.о. главы горсовета и представителя президентского блока, обеспечить честность выборов, что даст преимущество провластным силам, у которых в их бытность оппозицией крали голоса. Плюс – консолидировать партии в противовес нынешней оппозиции. Объединенные усилия принесут не меньше половины голосов. Задача – победить, а для этого еще нужно омолодить состав участников выборов. А сейчас в Славянске 70 тысяч пенсионеров – людей, которым сложно отказаться от мифов о прошлом. Нам нужно привести на выборы средний класс.

 - Как вы оцениваете процесс над бывшим мэром Славянска Нелей Штепой и какого вердикта ждете?

- Могу оценить ситуацию с двух сторон – как человек и как общественный деятель. При захвате горотдела милиции в прошлом году одним из первых пострадавших должен был стать я – меня боевики пытались захватить. Вмешательство Штепы, скажем так, освободило меня от плена – просто чуть-чуть помяли. Через три дня пропал мой товарищ, горловский депутат Володя Рыбак, которого позже нашли убитым – со следами пыток, вскрытым животом. Тогда я понял, что на самом деле Штепа спасла мне жизнь. В каком-то смысле, смерть Володи тоже спасла нас – все поняли, что шуток не будет, все серьезно. Из-за этой ситуации я решил никак не комментировать этот процесс.

С точки зрения руководителя города – она должна была организовать оборону, все зависело от ее позиции. По каким-то обстоятельствам этого не случилось, и она должна нести ответственность как руководитель. Но по личной причине свидетелем защиты или обвинения я становиться отказался.

 - Почему в Славянске до сих пор стоит Ленин? В соседнем Краматорске памятник недавно снесли.

- Там его сломали активисты. Наши активисты проявляют определенную "лояльную демонстративность" – обливают краской, вешают петлю на шею, таблички.

 - Еще один громкий вопрос – назначение вашим замом помощника главы ДонОГА Ярослава Секирожа… (22-летний советник губернатора области, СМИ выявили его связи с Партией регионов, а знающие его люди окрестили "малолетним мажором")

- По факту он не приступил к работе. Изначально, когда его кандидатура выдвигалась, была надежда, что молодой человек из областной администрации с экономическим образованием принесет городу нестандартный взгляд на решение проблем. Распоряжение о его назначении я так и не подписал, он числился виртуально.

 - Это была рекомендация области?

- Не рекомендация – он там работал. Мы встретились, он произвел на меня впечатление, за него поручились люди, которые сказали, что он хороший специалист. Почему бы не попробовать? В городе кадровый голод. У нас реальных претендентов – с образованием, умом, готовностью реформировать и двигать вперед – на сегодня нет. Особого желания на госслужбу ни у предпринимателей, ни у общественников нет.

 Год назад город был полон слоганов "Киев должен услышать Донбасс". Что Славянску нужно услышать от Киева, а Киеву – от Славянска?

- Что же вас слушать, если вы ничего не говорите? (смеется). На самом деле, Донбассу было мало на что жаловаться прошлые несколько лет – сюда шли значительные субвенции. Другой вопрос, что самосознание жителей Донецкой и Луганской области как части Украины формировалось или с опозданием, или вообще не появилось. Сейчас здесь есть проблема с идентификацией себя как украинцев. Хотя Славянск исторически – часть Харьковской губернии и Слобожанщины. Но с исторической правдой у нас было плохо – советская риторика за 70 лет была направлена на уничтожение национальных корней. Поэтому Славянск не услышал, что он часть Украины. Система образования должна сейчас на этом делать акцент – например, не только чтобы наши школьники ездили во Львов, а и львовские к нам, у нас есть что показать.

От Киева хотелось бы услышать четкое понимание того, как будет разрешен конфликт: работают минские договоренности или не работают, выборы будут проводить или нет, налаживание связей с оккупированными территориями – это замораживание конфликта или его либерализация? Когда нет понимания на местах, возникают кривотолки и провокации.

atnt Размещение материалов slavgorod.com.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта городов Славянск и Святогорск оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

Loading...
Комментарии (11)
Укажите свое имя или войдите через аккаунт в соцсети
Введите цифры указанные на картинке

Уважаемые пользователи, комментарии, не относящиеся к теме материала, а также комментарии, содержащие оскорбительные и нецензурные выражения будут удалены!

Loading...
img

ПОСЛЕДНИЙКОММЕНТАРИЙ

auth Петр 28 мая 2015 г.   22:07
Тихий мой Славянск,любимый мой Нас не разлучить навек с тобой Птицей над горой Карачун Я к тебе родной прилечу.... (Г.Тимофеев) Что же с тобой произошло....любимый Славянск.... что же с тобой сделали....
img

ОПРОС МНЕНИЯ

Что я думаю про Славянск
7 чел. хочу уехать, потому что не вижу развития
3 чел. хотел бы видеть его европейским
2 чел. я хочу здесь остаться и развивать город
2 чел. хороший город для жизни, но нет работы
1 чел. мне не хватает здесь культуры
1 чел. Доволен жизнью в городе
0 чел. надоели политические разборки
0 чел. люблю его, так как прожил всю жизнь
Всего проголосовали
16 чел.
author

0%
Проголосовало: 0 человек(a)
top5 ТОП-5
НОВОСТЕЙ
за 3 дня corn
за 10 дней corn
за 30 дней corn