четверг, 25 апреля
img

НОВОСТЬ

Местные выборы ждут украинцев в 2015 и… 2016. Что ещё готовит проект избирательной реформы

Местные выборы ждут украинцев в 2015 и… 2016. Что ещё готовит проект избирательной реформы

2004-2005, 2006, 2007, 2009-2010, 2012 и снова 2014. Итого, за 10 лет – 6 избирательных кампаний. Социологи утверждают: украинцам порядком поднадоели выборы, бесконечные предвыборные «сериалы», кандидаты, пиар и антипиар в любых проявлениях, блестящие билборды на фоне провинциальной разрухи и земельной коррупции больших городов. Заявляя о демократичности украинского государства, политики регулярно меняли правила «игры»: то закрывали, то открывали списки, убирали и возвращали «мажоритарку», тасовали и переделывали под себя систему. 

Чего хотят украинцы от выборов

Мэри О'Хейган, директор украинского отделения Национального демократического института (США):

«В январе мы провели мониторинг фокус-групп в разных регионах Украины. Общее впечатление: выборы 2014 года были более чистыми, чем выборы 2012. Мы сфокусировали внимание и на тех причинах, по которым часть людей не голосовали. В отличии от других стран, большинство из тех, кто отказались принимать участие в парламентских выборах, не отказался от участия в политической жизни в целом. В частности, от участия в местных выборах. Это очень скрупулезная группа, которая тщательно следит, как ведут себя кандидаты. Многие участники фокус-групп имели общее видение, чего бы хотели видеть в политическом процессе. Он также понимают, что ожидаемый прогресс не будет таким быстрым, как хотелось бы».

Украина созрела для отлаженной и постоянной выборной системы. Об этом говорят инициаторы выборной реформы. В октябре 2015-го состоятся местные выборы, поэтому эксперты считают важным успеть подготовиться к ним юридически и практически. Поэтому, первые изменения избирательного законодательства тесно переплетаются с процессами децентрализации.

В конце февраля свою концепцию для выборов в местные органы власти презентовало Всеукраинская общественная организация «Комитет избирателей Украины». Она предусматривает такие принципиальные новшества:

уменьшение количественного состава местных советов (на 20-30%);

увеличение продолжительности избирательного процесса (до 90 дней);

выборы сельских, поселковых и городских голов будут проводиться в 1 тур;

в больших городах – в два тура;

выборы депутатов сельского, поселкового, районного, районного в городе, городской (в малых городах) советов будут проходить по однотуровой мажоритарной системе в многомандатных округах; 

выборы депутатов областной, Верховной Рады АР Крым и городской (в больших городах) советов будут проходить по пропорциональной системе открытых списков;

кандидатам и партиям будет запрещено размещать наружную политическую рекламу, а также платную политическую рекламу на радио и телевидении.

Несмотря на смену некоторых избирательных систем для местных выборов, форма избирательного бюллетеня меняться не будет. Концепцией также вводятся определенные ограничения в отношении прав кандидатов и партий, в частности они не смогут заменять своих членов в избирательных комиссиях более 2 раз. Предлагается также установить, что среди трех кандидатов от политической партии должны быть представители обоих полов. 

Все свои предложения КИУ составил на основе опроса 41-го регионального члена организации. Выбирая избирательную систему для местных выборов, респонденты руководствовались простотой системы, расходами на ее внедрение, минимизацией рисков подкупа избирателей и уровнем связи между избирателем и кандидатом. Эксперты пришли к определенному согласию только относительно выборов депутатов сельских, поселковых советов (по мажоритарной системе относительного большинства) и выборов депутатов областных советов (по пропорциональной системе с открытыми списками).

Местные выборы – два года подряд

Тем ни менее, от нагромождения избирательных процессов украинцам вновь не обойтись. Если к концу 2016 в стране проведут запланированную административно-территориальную реформу, то нас с большой вероятностью будут ждать одновременные внеочередные местные и парламентские выборы. 

Алексей Кошель, генеральный директор Комитета избирателей Украины:

«Региональные Эксперты убеждают, что провести административно-территориальную реформу до местных выборов-2015 не реально, поскольку процесс займёт не меньше года. Поэтому позиция Комитета избирателей Украины в этом вопросе такая. Первое: не может быть никаких дискуссий по поводу переноса местных выборов. Главная причина: сегодня вы имеем наиболее масштабный и системный кризис местной власти за весь период украинской Независимости. Отсутствуют облсоветы в Донецкой и Луганской областях, последние голосования в Полтаве, Мариуполе, Василькове показали, что население не воспринимают местную власть, т.е. существует конфликтная ситуация. Есть подобное в Запорожье и Виннице. А в Ужгороде, например, за последний месяц 4 раза менялся исполняющий обязанности городского головы. Кроме того, сегодня в ВР зарегистрировано более 220 законопроектов, предполагающих выборы местной власти. 

Второе: с большой вероятностью в конце 2016-го - начале 2017-го целесообразно провести внеочередные местные и парламентские выборы уже с учётом административно-территориальной реформы. Кроме укрупнения громад, она предполагает изменения границ областей и районов, уменьшение количества депутатов: и народных, и местных советов. Также ведётся дискуссия о двухпалатном парламенте. 

Третье: все акценты дискуссий необходимо переводить на формирование Избирательного кодекса, проведение местных выборов уже по новым правилах, после реформы»

Комитет избирателей Украины – авторитетная организация. Но, по понятным причинам, решает не она, а Верховная рада. Предыдущие реформаторские законы в других сферах показали, что власть не всегда думает в унисон с общественными реформаторами. Председатель подкомитета по вопросам выборов и референдума, депутат от "Блока Петра Порошенко" Александр Черненко заявил, что реформа обязательно будет, но немногим позднее, чем хотел КИУ:

«У нас есть политический контекст, связанный с коалиционное соглашение, где записаны сроки, избирательное законодательство должно быть принято в первой половине 2015 года. Я думаю, нам не надо ждать первой половины, а уже в апреле - максимум в середине мая закон должен быть принят. Сейчас при председателе Верховной рады создан специальный экспертный совет, который и занимает разработкой законопроекта о местных выборах»

Кроме того, Черненко отметил, что в настоящее время при председателе Верховной Рады уже создан специальный экспертный совет, который занимается разработкой согласованного законопроекта о местных выборах. Туда вошли и представители КИУ. Но это далеко не означает, что депутаты учтут все предложения комитета.

К людям с открытым лицом

Ещё один важный вопрос ближайших и последующих выборов в Украине: когда же, наконец, вернут т.н. открытые списки политических сил. Какими бы ни были положительные стороны данного способа, украинцы сегодня хотят брать «кота в мешке» и голосовать за партию, а не за политиков. Эта тема муссировалась очень долго, а особенно, с 2014-го. Но…

Алексей Кошель, генеральный директор Комитета избирателей Украины:

«Вероятность проведения выборов по открытым спискам мы оцениваем не более чем 5-10%. Ни одна политическая сила, которая декларировала эту норму в своих программах, не подала ни единого законодательного предложения в этом направлении. У нас отсутствует не только новая редакция Закона "о местных выборов", у нас нет даже общей концепции и видения, какими они должны быть. По нашему убеждению, граничная дата внедрения открытых списков для местных выборов возможно не позднее, чем в начале апреля. Иначе нас ждут большие риски, вплоть до срыва процесса в отдельных местах»

Вторит КИУ и движение общественных активистов «Опора», много лет освещающее демократические процессы в стране.

Юрий Лисовский, координатор общественной сети «Опора»:

«Подготовка законодательной базы, Избирательного кодекса должна быть комплексной. Мы должны выработать стандарты и механизмы, понятные для всех и единые на выборах всех уровней: подсчёт голосов, голосование и избирательную систему. Последние выборы показали некомпетентность большого количества комиссий. Я боюсь представить, что будет, если избирательную систему или бюллетень поменяют за несколько месяцев до выборов».

Как вернуть доверие? Работать! И не языком.

Ирина Бекешкина, директор Фонда "Демократические инициативы имени Илька   Кучерива":

«Меня беспокоит ситуация в восточных областях. Мы проводили опрос жителей Славянска и Краматорска. Большинство из них относится негативно и к центральной власти, и к местной, и не считают легитимной т.н. ДНР. Получается, что для них сегодня нет ни одной власти, которой бы они доверяли и признавали.

На выборах 2015 большинство голосов, 30% там получил Оппозиционный блок. С другой стороны, явка составила 30%, значит, победившая партия получила всего 10% голосов населения. Представим себе, что не появится на местных выборах человека, которому бы громада доверяла. Придет на участки 20% жителей, которые будут "куплены" какими-то пайками или другой "помощью". Кто победит на таких выборах?.. У нас два предложения для борьбы с этим: поддержать идею двухтуровости выборов в больших городах и разрешить выдвигать своих кандидатов общественным организациям. Последние, как раз, пользуются доверием у населения»

Есть ещё одна схема, т.н. схема Черновецкого (помните его «бабушек»?): морально активизировать одну конкретную электоральную группу, которая в последствии дисциплинированно придёт на выборы и отдаст голоса за «нужного» кандидата.

Если украинцы мало верят власти, то, как вернуть их доверие?

Прежде всего, создать качественное, прозрачное избирательное поле. Не давить и не хвалить себя, «поливая грязью» оппонентов с экранов или билбордов. Давление на эмоции и образы - типичные приёмы для маркетологов и пиарщиков. Они могут помочь получить мандат, но не заменят. Обычный постсоветский человек знаком с политической кухней на уровне подачи часто заангажированных СМИ и пересказа сплетен между такими же людьми. Создаётся впечатление, что политики специально манипулируют фактами и темами, чтобы не дать рядовому гражданину развиться в лучшую сторону. «Завоёвывайте благосклонность избирателя не эмоциональными видеороликами, а реальными программами, идите в люди, говорите с ними и просвещайте!», - такова позиция Комитета избирателей. С этим трудно не согласиться

 

atnt Размещение материалов slavgorod.com.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта городов Славянск и Святогорск оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

Loading...
Комментарии (0)
Укажите свое имя или войдите через аккаунт в соцсети
Введите цифры указанные на картинке

Уважаемые пользователи, комментарии, не относящиеся к теме материала, а также комментарии, содержащие оскорбительные и нецензурные выражения будут удалены!

Loading...
img

ОПРОС МНЕНИЯ

Что я думаю про Славянск
7 чел. хочу уехать, потому что не вижу развития
3 чел. хотел бы видеть его европейским
2 чел. я хочу здесь остаться и развивать город
2 чел. хороший город для жизни, но нет работы
1 чел. мне не хватает здесь культуры
1 чел. Доволен жизнью в городе
0 чел. надоели политические разборки
0 чел. люблю его, так как прожил всю жизнь
Всего проголосовали
16 чел.
author

0%
Проголосовало: 0 человек(a)
top5 ТОП-5
НОВОСТЕЙ
за 3 дня corn
за 10 дней corn
за 30 дней corn