пятница, 26 апреля
img

НОВОСТЬ

Судить по-новому. Какие изменения принесёт реформа судебной системы

Судить по-новому. Какие изменения принесёт реформа судебной системы

Судебная реформа полноценно стартовала. Верховная Рада во втором чтении поддержала президентский законопроект № 1656 "Об обеспечении права на справедливый суд". За решение проголосовали 251 нардеп (минимально необходимо 226). 

О процессе подготовки и принятия этого закона мы рассказывали ранее.

Кратко, в декабре депутатам представили сразу два законопроекта: президентский и депутатский. Участие в разработке второго активно принимала организация Революционный пакет реформ (РПР), главой группы депутатов была зампредседателя ВР, Оксана Сыроед. Было немало критики, насчёт того, что два проекта разрабатывались автономно друг от друга. В итоге, в первом чтении Верховная Рада приняла оба, одновременно объединив две авторские группы на базе парламентского Комитета по вопросам правовой политики и правосудия. 13 февраля парламенту представили единый проект, на основе президентского. Статистика заверяет: депутаты подали к нему 3149 поправок, из которых было учтено в разной степени около 300. На минувшей неделе Пётр Порошенко подписал закон.

Что имеем?

На сайте Президента говорится: закон закладывает правовые основы для проведения судебной реформы, которая бы обеспечила эффективную защиту прав и свобод граждан, интересов юридических лиц в судебном порядке, практическую реализацию права на справедливый суд.

Основные тезисы:

1. Органы исполнительной власти не будут иметь влияния на процедуры создания судов и определения количества судей.

2. Закон предусматривает конкурсный отбор судей, тотальную переаттестацию судей, четкий перечень возможностей отстранения судей и привлечения их к дисциплинарной ответственности.

3. Выводы Верховного суда Украины по применения норм права становятся обязательными для субъектов властных полномочий. Суды низших инстанций должны опираться на них в своих делах. Это обеспечит единообразное применение норм права.

4. В соответствии с международными стандартами регулируются вопросы создания судов, назначение судей на административные должности, оптимизации состава судов и их деятельности.

5. Уменьшается количество административных должностей в судах и состав судей приводится в соответствие с реальной нагрузки.

6. Уточняются и усиливаются гарантии независимости и неприкосновенности судей, их права и обязанности, вводится новый текст присяги судьи.

Тем самым, разработчики учли одно из главных требований Европы к реформированию украинской судебной системы – автономность от других ветвей.

Роман Романов, директор программной инициативы «Права человека и правосудия»:

«Судебная власть имеет свою особенность. Она действует исключительно в границах принципов права… Должна действовать. Политики балансируют интересы. Если мы ставим политиков над судебной властью и скажем о том, что они там должны навести какой-то порядок, потому что там всё неправильно, это означает, что у нас нет никаких предохранителей от переноса политических интересов в середину судебной власти».

7. Закон вносит изменения в организацию и порядок формирования Высшей квалификационной комиссии судей Украины, которая будет действовать в составе квалификационной и дисциплинарной палат.  Это – главный орган судебной власти.

8. Становятся более прозрачными порядок назначения судьи на должность, включительно с процедурами отбора кандидатов, отборочного и квалификационного экзаменов, подготовки и обучения кандидатов на должности судей. Регулируются процедуры избрания судей бессрочно и их назначения и перевода в другие суды, которые должны проходить только на конкурсной основе.

9. Регламентируется независимое оценивание профессионального уровня судьи, от результатов которого будет зависеть его дальнейшая карьера. Вводится аттестация уровня квалификации судей.

10. Кроме того, документ предусматривает четкое определение оснований и порядка осуществления дисциплинарного производства относительно судей, введение 8-ми видов дисциплинарных взысканий, четкие сроки привлечения судей к ответственности и сроки погашения дисциплинарных взысканий. При этом устанавливаются гарантии защиты прав судей и состязательности в дисциплинарном производстве.

11. Суд расширяет гарантии равенства граждан перед законом и судом, гласности и открытости судебного процесса, обязательности решений суда. Открытой становится вся информация относительно суда, который рассматривает дело, стадии его рассмотрения, места и времени заседаний, обеспечивается открытый доступ ко всем судебным решениям. Законом гарантируется право каждого присутствовать в судебном заседании, проводить фото- и видео съемку.

Денег нет. Пока что…

Среди принципиальных позиций депутатского проекта была постепенная ликвидация хозяйственных судов. Итоговый вариант не предполагает такой меры.

Председатель Высшего хозяйственного суда Украины Богдан Львов:

«Президентский законопроект предусматривает сохранить действующую структуру судов, потому что она работает, и эффективно работает. Это предлагают и иностранные эксперты. Ее можно очистить, поправить, но сохранить. Второй законопроект, который тоже может лечь в основу консолидированного законопроекта, на основании которого будет проводиться судебная реформа, также не предусматривает ликвидации хозяйственных судов. Это переименование, реорганизация, объединение, но не ликвидация»

А вот повышения зарплаты представителям Фемиды пока придётся подождать. Народный депутат из фракции "Блок Петра Порошенко", один из соавторов законопроекта, Руслан Князевич:

"Мы приняли принципиальное решение о том, что все изменения в кодексы будут изъяты из проекта закона. А дальше необходимо всем вместе начать работу над подготовкой комплексного проекта закона относительно изменений в ряд кодексов. Мы также изъяли из проекта закона положение о финансово-материальном обеспечения судей. Это требует внесение дополнительных изменений".

 

 

Народ настаивает!

Тем временем, Фонд «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» совместно с социологической службой Центра Разумкова представил мнение населения Украины. Социологи опросили более 2 тыс. человек от 18 лет и старше во всех регионах Украины кроме Крыма. Также они узнали мнение самим представителей Фемиды.

Главный вывод: по сравнению с 2013-м уровень недоверия к судебной власти в Украине вырос с 71% до 81%.

Директор Фонда "Демократические инициативы имени Илька Кучерива» Ирина Бекешкина: 

«По доверию к судебно-правовой системе Украина, начиная с 2007 года и до 2013-го, на самом низком уровне в Европе. Очевидно, что судебная реформа не просто среди приоритетов, а наиболее приоритетная. Потому что никакие другие реформы невозможно осуществить без судебной реформы. И общественное мнение это понимает. 46% вообще считают ее одним из самых неотложных задач, плюс 34% считают, что ее надо проводить, хотя есть более актуальные задачи. Только 1,5% населения считает, что потребности в такой реформе нет вообще.

Если люди не доверяют судам, то, очевидно, достаточно часто они берут правосудие в свои руки, а это очень опасно для общества. То есть, очевидно, что эта реформа насущная. И изменения должны быть серьезные. 46% считают, что они должны быть радикальные, менять нужно все. И еще 34% считают, что нужны серьезные изменения, но все менять не надо».

Что дальше?

Закон вступит в силу после полного формирования Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии. Кроме того, ещё возможны предложения со стороны Венецианской комиссии, международного консультационного органа по конституционному праву, куда направят документ. В парламенте прозвучал срок – месяц. 

Закон дал полновесное начало реформе. Но, по словам специалистов, полного изменения системы не даст. Поэтому ждём принятия других документов.

Михаил Жернаков, эксперт ОО «Реанимационный пакет реформ»:

«Этот закон к изменениям в Конституции лишь временная мера. Совет Европы высказали более 60 замечаний и идей относительно организации судебной власти Украины. Большинство из них можно внедрить лишь изменение соответствующих положений Конституции. Надеемся, этот процесс нас ждёт в будущем».

 

 

 

Вместо вывода, хочу отметить два знаковых момента судебной реформы и обстоятельств её принятия. Во-первых, очень порадовала коммуникабельность и оперативность доработки законопроекта. После первого чтения, две «параллельные» группы не стали ломать копья на критике друг друга, а совместно «склеили» единый документ. Во-вторых, менее радужная ремарка, сможет ли Закон "Об обеспечении права на справедливый суд" действительно заработать и заработать, соблюдая все демократичные порывы, заложенные в него. Если решение Рады – первый шаг судебной реформы, то этот аспект – шаг второй, чтобы устойчиво стать на обе ноги.

 

atnt Размещение материалов slavgorod.com.ua на других интернет-ресурсах и СМИ разрешается при условии, что непосредственно в тексте материала не ниже второго абзаца присутствует гиперссылка и текст названия на первоисточник. В случае нарушений, редакция современного сайта городов Славянск и Святогорск оставляет за собой право отстаивать свои права и интересы путем подачи заявлений в правоохранительные и судебные органы, а также в виде соответветствующих публикаций на сайте.

Loading...
Комментарии (0)
Укажите свое имя или войдите через аккаунт в соцсети
Введите цифры указанные на картинке

Уважаемые пользователи, комментарии, не относящиеся к теме материала, а также комментарии, содержащие оскорбительные и нецензурные выражения будут удалены!

Loading...
img

ОПРОС МНЕНИЯ

Что я думаю про Славянск
7 чел. хочу уехать, потому что не вижу развития
3 чел. хотел бы видеть его европейским
2 чел. я хочу здесь остаться и развивать город
2 чел. хороший город для жизни, но нет работы
1 чел. мне не хватает здесь культуры
1 чел. Доволен жизнью в городе
0 чел. надоели политические разборки
0 чел. люблю его, так как прожил всю жизнь
Всего проголосовали
16 чел.
author

0%
Проголосовало: 0 человек(a)
top5 ТОП-5
НОВОСТЕЙ
за 3 дня corn
за 10 дней corn
за 30 дней corn